Премия АПКиТ вручается с 2013 года, и за минувшее десятилетие
менялись как количество и состав номинаций и номинантов, так
и предпочтения продюсеров. Так как премия отражает тренды в
индустрии и выделяет самые интересные проекты, портал
ПрофиСинема решил проанализировать и понять, какие проекты,
форматы, жанры и темы выбирало за эти годы жюри из ведущих
российских продюсеров, являющихся первыми лицами компаний,
состоящих в Ассоциации.
Как стриминг ворвался в нашу жизнь& и в премию АПКиТ
За десять лет Премия АПКиТ прошла большой путь и стала
масштабнее в прямом смысле этого слова если в 2013 году было
11 номинаций, то к 2021 году их стало почти в два раза больше
21. В этом году награды будут вручать сразу по итогам двух
лет, поэтому количество номинаций решено было немного
сократить 17, но при этом отметить все самые яркие проекты
2021 и 2022 годов.
Уже на второй год существования премии Ассоциация ввела
отдельную номинацию Лучший комедийный телевизионный сериал
одну из значимых категорий премии. С 2016 года продюсеры
обратили внимание на анимацию она постепенно стала
завоевывать и зарубежных зрителей, а первым лауреатом в новой
номинации стал проект «Маша и Медведь» (Анимаккорд,
Россия-1), который обрел мировую славу и популярность у
зрителей. С 2017 года призы стали вручать в категориях Лучшая
компьютерная графика и Лучшая докудрама.
Начиная с 2013 года номинанты отбирались из числа всех
телевизионных фильмов, премьера которых прошла на федеральных
телеканалах, однако, учитывая нарастающую роль
онлайн-сервисов в медиапространстве, в 2019 году Ассоциация
продюсеров включает в список претендентов на премию проекты,
релизы которых эксклюзивно состоялись на онлайн-платформах.
И в первый год «прихода онлайна» в Премию лидером по
количеству номинаций стал не телевизионный, а именно
онлайн-проект комедия «Домашний арест» (Premier) производства
Comedy Сlub Production была представлена в 12 категориях и
победила в 8 из них.
Так как в этом году жюри будет оценивать проекты сразу двух
лет, изменена традиционная система номинаций. В том числе
выделены три отдельные номинации, где представлены только
проекты видеосервисов: Лучший онлаин мини-сериал (1-5 серии),
Лучший онлаин-сериал (6-12 серий), Лучший многосерийный
онлаин-сериал (более 12 серий).
В номинантах последних двух лет почти половина (42%) проекты
онлайн-платформ.
От детективов и военных драм к драмеди; рекордсмены Премии
Премия АПКиТ это не только признание профессионального
сообщества, но и ориентир для продюсеров, режиссеров,
сценаристов, позволяющий найти направление развития, новые
темы и форматы работы. Поэтому из года в год все специалисты
отрасли внимательно следят за объявлением лауреатов премии.
В течение десяти лет продюсерское жюри, голосуя за
победителей, отдавало предпочтение различным жанрам, но
интереснее проследить за динамикой их выбора. В первые шесть
лет с огромным преимуществом и завидной регулярностью награды
получали военные и исторические драмы, а также детективы и
проекты криминальной тематики, тогда как в 2019 году
триумфатором церемонии впервые становится комедия «Домашний
арест», а впоследствии призы забирают эксклюзивные драмы от
онлайн-платформ с сильными и интригующими историями (семейная
драма на фоне апокалипсиса «Эпидемия» (Premier) Павла
Костомарова и драма «Шторм» (Start) Бориса Хлебникова в 2020
году взяли в сумме 10 наград).
Уже в 2021 году продюсеры выводят на первый план драмеди,
которые соединили в себе лучшие черты комедий и драм, все
награды в главных категориях за лучшие проекты ушли сериалам
в этом жанре: «Чики» от more.tv взяли 5 наград, «Мертвые
души» от Иви 2 приза, и, наконец, «257 Причин, чтобы жить» от
Start выиграл в категории Лучший сериал (более 24 серий).
Один раз в 2014 году бесспорным победителем становится
мелодрама телевизионный мини-сериал (12 серий) Валерия
Тодоровского «Оттепель» от Первого канала. Он же стал и одним
из рекордсменов премии за все годы взяв 8 призов из 15.
Мелодрама с Евгением Цыгановым, Александром Яценко, Аней
Чиповской, Викторией Исаковой в главных ролях про советских
кинематографистов с Мосфильма была высоко оценена самими
профессионалами отрасли.
Однако абсолютным рекордсменом в истории Премии стал проект
«Троцкий» (Первый канал) про одного из лидеров русской
революции Льва Троцкого в исполнении Константина Хабенского.
Сериал в 2018 году получил 10 наград, включая номинации
Лучший мини-сериал и Лучший исполнитель главной роли.
В шорт-листе премии каждый год традиционно много военных и
криминальных драм, а также детективных историй. Причем чаще
всего детективы попадают в номинацию Лучший сериал (более 24
серий), иногда полностью составляю эту категорию (например, в
2020 году).
За всю историю премии самым малопредставленным жанром стал
хоррор, точнее любые проекты с элементами ужасов почти не
попадают в номинации, а если попадают, то редко выигрывают. В
2020 году детектив с элементами ужасов «Гоголь» (ТВ-3) был
заявлен в 9 номинациях, а одержал победу только в одной из
них. Не взяли ни одной награды драмы про психотерапевтов,
которые, в свою очередь, пользовались популярностью у
зрителей «Псих» (more.tv) и «Триггер» (Первый канал), в 2021
году в сумме претендовали на призы в 9 категориях.
В 2017 году во впервые появившейся номинации Лучший
полнометражный фильм было 8 абсолютно разноплановых
номинантов от серьезного авторского кино «Ученик» Кирилла
Серебренникова до масштабного экшена «Экипаж» Николая
Лебедева. С тех пор «сочетать несочетаемое» в одной номинации
вошло в традицию. И, несмотря на разнообразные проекты в
категории Полнометражное кино, приз исправно достается из
года в год зрелищным блокбастерам «Экипаж», «Движение вверх»,
«Т-34», «Серебряные коньки». Исключением в череде
блокбастеров стала картина Клима Шипенко «Текст», которая в
2020 году была названа продюсерским жюри лучшей и смогла
обойти проект того же режиссера «Холоп», один из самых
кассовых отечественных фильмов последних десятилетий.
Если в номинации Премии включен эпичный проект по какому-либо
знаменитому литературному произведению то он берет, как
правило, несколько наград, но не всегда в главных номинациях.
Так, например, случилось в 2013 году: военная драма «Жизнь и
судьба» (Россия-1) по роману Василия Гроссмана не взял
главный приз, но стал триумфатором в персональных номинациях
(4 награды); в 2016 году эпический сериал по роману Михаила
Шолохова «Тихий Дон» (Россия-1) взял 3 приза, но не в главных
категориях; в 2017 году военная драма, основанная на повести
Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» (Первый канал),
получила одну награду.
Даже несмотря на то, что среди номинантов всегда много
детективных и криминальных историй, часто именно
нестандартные криминальные сериалы берут призы уникальным
примером стал «Мажор» (Первый канал) от продюсерской компании
Среда проект с Павлом Прилучным в главной роли взял 3 приза в
2015 году, а затем вернулся на Премию в 2017 еще за двумя
трофеями. Оба раза сериал удостоился награды Лучший
телевизионный мини-сериал. Проект про безответственного
прожигателя жизни не только стал популярным, но и
впоследствии получил продолжение в несколько полных метрах.
Хорошим примером «нестандартного криминального сериала» стала
и комедия с криминальным налетом «Физрук» (ТНТ), которая
смогла обойти в 2015 году постоянного лауреата премии проект
«Кухня» (СТС). Сериал про Фому яркого представителя лихих
90-х взял награду и за лучший сценарий.
С 2017 года фокус внимания продюсеров смещается в сторону
образа сильных женщин, именно в этот год на Премии награды
начинают брать проекты не только про женщин, но и с женскими
именами в названиях: комедия «Ольга» (ТНТ) с яркой и
деятельной главной героиней, которая пытается спасти всех (2
приза); детектив «Анна-детективъ» (ТВ3), в котором главная
героиня обладает острым умом, не следует традиционной женской
моде того времени (XIX век), говорит, что думает, и помогает
в расследовании опытному сыщику (1 награда); «София»
(Россия-1) про невероятно сильную духом византийскую
принцессу, бабушку Ивана Грозного (2 награды).
Затем в лауреатах всегда появляются проекты о сильных
женщинах, которые, если не изменили свою судьбу или целый
мир, то хотя бы попытались это сделать: в 2019 году «Обычная
женщина» (ТВ3) (2 приза); «Ищейка» (Первый канал) про
женщину-следователя, которая становится авторитетом в мужском
коллективе (Лучший телевизионный сериал); фантастическая
драма про непримиримую девушку-андроида в «Лучше, чем люди»
(Start, kino.1tv.ru); в 2020 году историческая драма
«Екатерина. Самозванцы» (Россия-1) про одну из самых
известных правительниц в мировой истории императрицу
Екатерину II взяла 2 приза; историческая драма «А.Л.Ж.И.Р.»
(НТВ) про сталинский женский лагерь, где содержались «жены
изменников родины»; наконец в 2021 году историческая драма
«Зулейха открывает глаза» (Россия-1) взяла 3 награды.
Объем производства отечественного контента из года в год
растет, его качество, как в драматургии, так и в целом в
изображении, спецэффектах, звуковом решении, выходит на новый
уровень. Премия АПКиТ следит за этим процессом и отражает
основные тенденции в области создания российских сериалов.
Поэтому одна из главных задач премии показать, как меняется
индустрия, на примере ярких событий и выдающихся достижений
профессионалов кино для этого каждый год (с 2014) вручаются
специальные призы АПКиТ, но их количество может быть
различным.
Например, в 2019 году был вручен один спецприз «За реализацию
мечты продюсера», достался он продюсерам сериала «След»
Александру Левину, Юрию Каменецкому, Эжену Щедрину. А в 2021
году Ассоциация вручила уже четыре специальных приза: приз
«За эффективную защиту контента» ушел компании CONTENTSCAN,
две награды «За кино, спасающее жизнь» достались создателям
фильмов «Доктор Лиза» и «Шугалей», а спецпризом «Продюсеру,
который оставался мальчишкой до последнего дня. От
благодарных ровесников» почтили память Бориса Грачевского,
ушедшего из жизни в начале 2021 года.
Кто станет обладателем призов в этом году будет известно на
церемонии вручения X Премии АПКиТ 24 марта в Центре
международной торговли Москвы.
|