| 
      В этом году отмечается 80-летний юбилей Пакта Рериха первого
      в международной практике договора о защите культурных
      ценностей. Его подписанию предшествовала большая
      подготовительная работа, в том числе проведение международных
      конференций, посвященных разработке основных положений и
      принципов будущего документа. В 1932 году к одной из них
      Николай Рерих написал триптих, центральную часть которого
      заняла его программная картина «Мадонна Орифламма». 
      Название произведения отсылает к средневековой Франции.
      Орифламмой (от лат. aurea flamma; aurum золото, flamma пламя)
      называли флаг короля, поднимаемый в критический момент боя.
      Держит Знамя Мира и Мадонна, изображенная на картине Рериха.
      Три амарантовые (красно-фиолетовые) сферы в круге на белом
      полотнище знаменитый символ Пакта Рериха. «Одни говорят, что
      это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом
      вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание
      и искусство в кольце культуры», пишет Рерих.
 
      «Владычица Червонно-Пламенная», как называл ее сам художник,
      предстает в обрамлении образов великих христианских
      подвижников Франциска Ассизского и Сергия Радонежского.
     
      Выбор именно этих святых не случаен в их жизни воплотились
      идеалы христианской добродетели, направленные на сохранение
      мира и согласия.
      
 «Все мечтают о мире, полагал Николай Рерих, о крепком мире,
      но он не придет через международную полицию, не утвердится
      запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце
      человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через
      культуру. Мир через культуру наш постоянный девиз».
 
 Две картины («Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск») 
      привезены из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, третью
      («Святой Сергий») предоставляет Государственная Третьяковская
      галерея.
 
 Куратор выставки: Тигран Мкртычев
 
 
 |