Московский музей современного искусства совместно с
креативным агентством «Артика» представляют персональную
выставку московского художника Людмилы Константиновой «Привет
реальность». Два этажа здания Музея на Тверском бульваре 9
займут более 50 как отдельных, так и объединённых в серии
объектов, скульптур, графики, живописных плотен, выполненных
в разных техниках.
В эпоху высокоскоростного интернета и социальных сетей мы все
чаще становимся свидетелями того, как реальность единого и
неделимого мира в его классическом понимании распадается на
спектр, где социальная, политическая, виртуальная,
субъективная и объективная реальности мешают отличить
действительное от недействительного и ложное от правдивого.
Искусство не способно свести воедино рассеянные фрагменты
реальности, оно может лишь примирить нас с их
множественностью. Так, в экспозиции Константиновой «Привет
реальность» соединяются стилистически разрозненные и серийные
произведения художницы, и зрителю предъявляется цикл работ,
которые позволяют рассмотреть разные грани одной проблемы.
В своём творчестве Константинова обращается к разнообразным
художественным течениям, от супрематизма до концептуализма, и
к множественным эпизодам истории искусства, в том числе к
наследию тоталитарного советского прошлого и нью-вэйва 80-х.
Свои оммажи автор использует как средство для иронического
умозаключения, зашифрованного в ассоциациях. Отсылку к
феноменологической редукции Константинова применяет в серии,
где нарочито невинные изображения иллюстрируют написанные
азбучным шрифтом жаргонные слова. Так, над коровой красуется
надпись «тёлка», белоснежный самолётик означает «улёт», а
пожилых женщин, расположившихся на скамейке, художник
подписывает как «бабки». Это все своеобразная попытка
соотнести означающее с означаемым и осмыслить эту пропасть,
которая отделяет наше сознание от существующих вещей.
Основу выставки Людмилы Константиновой составляет группа
работ «Дегенеротип». Картины написаны не на классическом
холсте, а на тканях отечественного производства, на простом
ситце в цветочек и в полоску. Это одновременно и дань
уважения «классикам», таким как Тимур Новиков и Георгий
Литичевский, и символ кризиса, когда искусство снова
маргинализируется и в ход идет простыня и краска для обуви.
Сюжет всех портретов один: повторяющийся образ утирающей
слезы девушки, сделанный в комиксном стиле. Рисунок переведен
на холст не в точном соответствии с оригиналом, черты лица
изображаемой смещены, сдвинуты, нарушены пропорции. Иногда
это почти незаметно, иногда слишком нарочито. В любом случае
канон нарушен и вместе с ним границы, отделяющие красоту от
уродства.
В серии «Живопись для дырок» художник обращается к эстетике
русского авангарда. Инсталляции из красочных геометрических
форм на белой стене внешне напоминают творения
художника-супрематиста начала XX века, но название совершенно
меняет ее значение. Приглашая зрителя расставить красочные
квадратики и кружочки по своему усмотрению, чтобы прикрыть
отверстия и неровности на стене, художник говорит о месте
искусства в современной жизни и намеренно снижает пафос,
напоминая о его утилитарной функции.
Проект «Привет реальность» не ставит цель собрать воедино
зыбкую и разлетающуюся на частицы действительность, но
демонстрирует множество ее проявлений, сталкивая реальность с
искусством. Эти эксперименты и позволяют взаимодействовать с
действительностью. Так, Людмила Константинова смело движется
ей навстречу со звонким «привет!».
3 ФЕВРАЛЯ 13 МАРТА, 2016
АДРЕС: ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, ДОМ 9
|