Игорь Александрович Вулох (3 января 1938, Казань - 28 ноября
2012, Москва) художник-нонконформист 60-х годов, один из
классиков абстракци и минимализма. Родился в Казани,
окончил Казанское художественное училище в 1958, затем
учился на Художественном факультете ВГИК. Творческое
формирование художника происходило в конце 50-х-60-е годы,
когда «оттепель» и «заморозки» следовали друг за другом.
Именно в этот период начало формироваться искусство,
параллельное официальному, - нонконформизм. Игорь Вулох в
силу своего крайнего индивидуализма всегда был в стороне от
различных группировок, его путь путь одиночки. Однако
творчество мастера стало органичной частью нового
международного художественного течения, возникшего в конце
50-х начале 60-х гг.
В 1960-е годы молодой Игорь Вулох начинает поиски своего
творческого пути. В начале была фигуративная экспрессивная
живопись, в основном - пейзажи, обесчеловеченные,
наполненные омертвевшими элементами некогда живой природы.
Метафизическая сущность работ этого периода, их иллюзорность
говорят о стремлении молодого автора через видимый объектный
мир выразить невидимое, ощущаемое чувственно. Постепенно его
поиски вышли за пределы видимого, эмпирического и привели к
беспредметной пластике. В 1968 И.Вулох начал серию белых
минималистических работ, которую он писал всю жизнь,
«белый Вулох».
Внешние импульсы произведений Игоря Вулоха просты, они
отражены в названиях работ пейзаж, интерьер, натюрморт,
деталь. Но в его живописных решениях нет конкретных образов
объектного мира. Художник отображает не объекты как таковые,
а совокупности ощущений, эмоционально-чувственных восприятий
структуры окружающего мира в его непрерывном изменении.
Картины Вулоха скупые ритмические системы, в которых цвет или
не-цвет (белый) взаимодействуют с фактурой, плоскость холста
с рельефом, прямые линии параллельны или пересекаются. В эти
абстрактные композиции художник часто включает вполне
реальное явление линию горизонта, точнее - ее иллюзию. Он
достигает этого путем постепенного сгущения, а затем полного
слияния рельефных параллельных линий или последовательным
уменьшением до исчезновения выпуклых форм. Вглядываясь в
полотна Игоря Вулоха, мы не видим плоскости холста, художник
уводит нас по ту стороны картины, в бесконечность. Графика
И.Вудоха насыщена цветом. Его композиции на бумаге из ярких
крупных пятен, полос, линий как бы несут в себе световой
источник. Они создают эффект многослойности,
многопространственности, воздушности и часто вызывают вполне
конкретные образы, например, смены времен года или дня.
В 1961 Игорь Вулох знакомится с поэтом Геннадием Айги. Они
становятся друзьями на всю жизнь, Игорь создавал иллюстрации
к поэзии Айги, а поэт посвятил ему цикл стихов. В России и за
рубежом вышло более 10 их совместных книг. Игорь Вулох также
создал серию графических работ к стихам шведского поэта
Тумаса Транстремера (Нобелевского лаурата по литературе в
2011), ставших его любимейшими иллюстрациями. Выставка этих
рисунков состоялась в Галерее «Файн Арт» в 2001, на ней
присутствовал сам поэт. В 1988, в Дании, Троельс Андерсен
издает первую монографию о Вулохе.
|