В России единственная персональная выставка Сорина
состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском
музее, поводом для нее послужила передача в дар советским
музеям вдовой художника Анной Сориной тридцати произведений,
отобранных Савелием Абрамовичем. Настоящий проект продолжает
системную деятельность галереи «Наши художники» по
возвращению полузабытых имен художников русского зарубежья и
призван привлечь внимание к этой значительной фигуре нашей, а
не только международной культуры.
Биография Савелия Сорина представляет собой конгломерат
таланта, упорства, бесконечной работы над собой и как
результат головокружительный взлет художественной карьеры.
Родом из Полоцка, находившегося тогда в черте оседлости, из
бедной семьи Савелий Сорин смог поступить в Одесскую
рисовальную школу, а впоследствии блестяще закончить Академию
художеств в мастерской Ильи Репина. В 1910-е он экспонировал
работы на выставках «Мира искусства», часто бывал в
артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал
комедиантов», посетители которых нередко становились его
моделями Анна Ахматова, Николай Евреинов, Тамара Карсавина,
Михаил Кузмин, Артур Лурье и другие. Революционные события
привели художника в Крым (19171919), где были написаны
замечательные портреты княгини Ольги Орловой и Веры Тищенко
(оба ГРМ). После короткого пребывания в Тифлисе в 1920 он
переместился в Париж, часто выезжал в США и окончательно
поселился там в начале Второй мировой войны.
В эмиграции Сорин постепенно приобрел широкую известность и
достиг материального благополучия, что было так несвойственно
русским художникам в изгнании. Игорь Грабарь писал в 1920-е:
«Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные
женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский
портрет <&> Сорин в моде, Сорин в цене&» После
персональной выставки в Лондоне (1923) художник получил
заказы от британской королевской семьи.
Высшие круги американского бизнеса обращались к нему, желая
увековечить себя и членов своих семей Каны, Дюпоны, Асторы,
Вулворты, Меллоны были среди его клиентов. Также и русские
аристократы (Оболенские, Трубецкие), и русская интеллигенция
в изгнании составляли круг его моделей. Среди них Вера
Немчинова, Наталия Кованько, Лев Шестов, Джордж Баланчин и
многие другие. Его рукой запечатлены мировые кинозвезды
Лиллиан Гиш и Вивьен Ли. В 19201940-е Сорин провел ряд
персональных выставок в США. Его работы вошли в собрания
крупных западных музеев Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн,
Нью-Йорк, Музея изобразительных искусств Сан-Франциско,
Национальной галереи искусства, Вашингтон, Люксембургского
музея, Париж и других. Они до сих пор украшают резиденцию
членов британской королевской семьи Кларенс-хаус, Лондон.
Критики отмечали, что как «ученик Репина, прошедший
французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых
немецких мастеров» (Павел Бархан). Савелий Сорин создал
собственный стиль, отличавшийся ясностью, изысканной красотой
и строгостью линии, виртуозностью техники. Александр Бенуа
писал, что в его портретах «пленяет <&> кажущаяся
простота, в которой скрыта колоссальная работа, руководящаяся
из ряда вон выходящей пытливостью и какой-то влюбленностью в
человеческое лицо». Сергей Маковский называл его портреты
«одухотворенными» и «говорящими».
Сорин безошибочно узнаваем как художник русской культуры.
Вместе с тем, Бенуа подчеркивал: «Сорин, будучи по рождению и
культуре русским, все же оказался художником мирового
списка».
Галерея собрала на выставке 30 произведений художника. Ее
основу составили портреты из девяти отечественных музеев, а
также частных собраний. Могли бы существенно украсить
экспозицию работы из Донецкого и Луганского музеев, но по
понятным причинам они недоступны и воспроизводятся только в
каталоге. Выставка охватывает творческий период 19001950-х
годов. Русские годы представляют портреты Екатерины Пешковой
(1902), Николая Милиоти, князя Сергея Волконского (оба1914),
актрисы Лидии Дроботовой (1915), Ванды Вейнер (1916), княгини
Ольги Орловой (1917), Веры Тищенко (1918). В эмиграции
созданы портреты Павла Милюкова (1922), Аделаиды Кан (1925),
Михаила Фокина (1926), Федора Шаляпина (1943), Марины
Шаляпиной (1931) и Дасии Шаляпиной (1945), Анны Сориной
(1943), Александра Бенуа (1946) и других. Экспозицию дополнит
личный альбом художника, а также берлинский фолиант 1929 года
«Сорин. Портреты» с предисловием Андре Сальмона.
Проект сопровождает каталог с двумя научными статьями Джона
Боулта и Ксении Кораблёвой. В нем впервые опубликована
рукопись черновика статьи Александра Бенуа о Савелии Сорине
(1948), хранящаяся в Отделе рукописей Русского музея с
комментарием заведующей Отделом Нины Шабалиной. Работа над
выставкой проходила в сотрудничестве с внуком художника
Владимиром Сориным.
|