Когда МЖК уже завершал историю своего
существования, известный Музей современного искусства
(МоМА) в Нью-Йорке только открывался. Московский МЖК был
ключевой структурой беспрецедентного проекта Советской
России, развернувшего по стране целую сеть музеев нового
типа музеев живописной культуры, которые были призваны,
«сбросив с корабля современности» классические традиции
изобразительного искусства, кардинально переформатировать
мышление художников и подготовить современного зрителя к
восприятию новых художественных
форм.
В первые послереволюционные годы новое искусство
стало символом молодой страны, а его создатели
художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию
культуры и искусства в целом и на организацию музея
современного искусства в Москве в частности. В отличие от
старейшей лондонской галереи Тейт, собиравшей коллекцию
современного искусства c 1917 года на средства частных
учредителей, в России имел место исключительный исторический
факт государство стало главным покупателем и покровителем
современной экспериментальной живописи. Идею уникального
Музея создавали и разрабатывали сами художники, они же
принимали решение о покупке произведений в коллекцию,
находились на руководящих должностях. В организации МЖК
участвовали самые яркие представители искусства авангарда,
великие экспериментаторы, открыватели новой «живописной
культуры», изобретатели смелых художественных решений Василий
Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид
Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и
другие. МЖК задумывался
как образец музея «нового типа», отметавшего все традиции
академических музеев. Новым был и критерий отбора
произведений он подразумевал новаторство творческого метода.
Поэтому коллекция музея уникальна тем, что туда приобретались
работы не обязательно известных мастеров авангарда, но иногда
и совсем мп