Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Испытание

В казахской степи, в маленьком, стареньком глинобитном домике, живет отец и дочь. Отец шофер, он и дочь научил водить. У дочери два жениха-ухажера, один местный, казах, появляющийся в кадрах на лихом скакуне и русский рыжий малый, с ослепительной улыбкой и удивительной ловкостью.

Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», стал привычен для Москвы.  Он проводится уже в 11-й раз.  А начиналось   христианское кино в маленьком зале Синодального отдела на Погодинской улице.  Организовывал все маленький, щупленький юноша в подряснике, которого все звали непринужденно, - Гошей. Теперь это всем известный  архимандрит Тихон Шевкунов.  Фильм о Дивеевском монастыре, в котором он принимал участие, как сценарист, тоже получил на каком-то из фестивалей,  приз. И много было этих фестивалей, больше десяти. Стремительно летит время. А я помню, как  всерьез считалось, что кино и христианство вообще несовместимы. И мне суровый архимандрит советовал отложить подальше фотоаппарат. Я почему-то не послушался.
«Лучезарный ангел» это не христианский фестиваль. В нем могут принимать участие фильмы любых конфессий, только содержание должно быть добрым. Ведь  «доброе кино возвращается».
Но всегда остается подозрение, что «доброе» будет приторным, назидательным, скучным, морализаторским.  Тем более, что Духовный экспертный совет фестиваля  состоит из шести протоиереев, двух иереев, четырех дьяконов, одного игумена и одного архимандрита - профессора. Тут, как говорится, и мышь не проскочит. Не то, чтобы ересь. Все лукавое и нечистое будет уловлено и беспощадно  удалено. И этот духовный оплот подкреплен для надежности, профессионалами кино, такими опытными кинематографистами, как   Николай Петрович Бурляев,  Наталья Сергеевна Бондарчук,  Карен Георгиевич Шахназаров и Лев Наумович  Чернявский.
Поэтому я с особым трепетом ждал показа фильма «Испытание»,  завоевавшего Гран-При. Напомню, что предыдущий фестиваль на пьедестал вознес фильм «Остров». Уникальнейший фильм, прекративший,  наконец, споры, о том,  возможно ли вообще христианское кино.
«Испытание» уже завоевал главный приз «Кинотавра», и получил богатую прессу. Только ленивый о нем не написал. 
В казахской степи, в маленьком, стареньком глинобитном домике,  живет отец и дочь. Отец шофер, он и дочь научил водить. У дочери два жениха-ухажера, один местный, казах,  появляющийся  в кадрах на лихом скакуне  и русский рыжий малый, с ослепительной улыбкой и  удивительной ловкостью. Этот фильм без слов, поэтому я не могу вам сказать, как их зовут.
Поставил фильм режиссер Александр Котт. В главных ролях: Елена Ан, Данила Рассомахин, Карим Пакачаков.
Пишут что это фильм эксперимент,  фильм арт-хаус.  Говорят, что это  милая мелодрама, и даже, что это фильм экологический и даже антисоветский.  В фильме много всего занятного, любопытного. Множество находок.  И столько же много заимствований и повторов.  Чтобы снимать фильм без слов надо быть, конечно, мастером.  Сколько надо выдумать бессловесных сцен.  И без всякой мимики и жестов. Помогает этому великолепные актерские работы. Как чертик из табакерки появляется Данила Россомахин в  кадрах.  То он мелькает в осколке зеркала, в который смотрится его возлюбленная, то возникает в окне. То проносится вихрем сальто  по всему общему  плану. Здорово. Ничего не скажешь.
Редкий режиссер не   прельстится возможностью показать  красивые длинные волосы своей героини на просвет. Красивый кадр, почему нет? Котт тоже не избежал этого соблазна.   Волосы молоденькой красоточки на просвет заходящего солнца мы  удостоились увидеть  достаточно продолжительное время.  На самом деле, многое становится понятно и без слов. Например, как показать, что  очень жарко на дворе? Обычно на это уходят  целые километры пленки. Персонажи  вытирают пот, обмахиваются веерами, бесконечно говорят, что, мол, жарко. Обсуждают погоду. Тут не так.  Герой пьет воду из кружки и остаток плещет через плечо, вода попадает на камень и мгновенно испаряется.  Влага, попавшая в трещинки, испаряется и улетучивается медленнее, за всем этим  нас заставляет наблюдать и следить режиссер. И конечно мгновенно, еще не испарилась вода, в памяти возникают  кадры из «Зеркала» Тарковского, в которых вода испаряется с полированного стола. Есть и более удачные, и самостоятельные эпизоды.
Немудрящая история любви, немного  омрачается загадочной смертью отца девушки. Он шофер, откуда-то  привез радиоактивные элементы. Ясное дело, тащит народ с работы, с дуру,  все, что плохо лежит.  Но об этом сразу узнали, хватились, приехала целая бригада в защитных костюмах, противогазах, с  дозиметрами. Все прощупали, фон замерили,  элементы изъяли.  Самого  мужика отвезли в больницу, да видно нахватал он много бар, и  умер.
И все это  любопытно, хотя и слишком длинно, и нудновато, если бы не финал.  А в финале, откуда ни возьмись, возникает на горизонте спецэффект, смоделированный с помощью компьютерной графики: до боли знакомый, по урокам гражданской обороны, но уже изрядно подзабытый, - ядерный гриб. И взрывной волной сметает всех героев фильма вместе  с их хилыми  жилищами. И даже неглубоко похороненного отца, вырывает из земли. Такова сила взрывной волны и перепада давлений.
К чему этот пришит финал,  докопаться невозможно. Пришито явно белыми нитками.  Становится понятно, что  живут все герои недалеко от полигона, где производились ядерные испытания. И попали они в зону  поражения.  Но почему их не эвакуировали, непонятно.   И к чему нам сейчас выдавать такой гнилой поклеп на советскую власть?  Зачем убеждать нас в том, чего в помине не было?  Причем так нелепо, бездумно, без всяких доказательств, без всякой драматургии.  Семипалатинский полигон расположен на стыке трех областей. Павлодарской, Карагандинской и Семипалатинской. Он огромный, может разместиться небольшое государство. Конечно, огородить его стеной было просто невозможно. Семипалатинский полигон использовался 50 лет, на нем было взорвано 616  ядерных и термоядерных устройств.  В 90-е годы  по международной программе  с полигона было собрано 200 кг. оружейного плутония. Вот где ужас. Но в фильме ни чего  об этом нет и в помине. Подорвали мирное население и  никаких вопросов.
В фильме ничегошеньки вообще о взрыве, испытаниях нет.  Тема атомного взрыва  возникает так же неожиданно, как если бы прилетели инопланетяне.  Какая-то фантастика, высосанная из пальца.  По стилю это студенческий, фильм ВГИКовского фестиваля. Много приколов, много экспериментов, неизвестного назначения. И неожиданно появляющаяся остросоциальная тема,  которую режиссер отказывается проживать. И эта тема остается только  очередным приколом.
Не представляю, как  смотрело на это духовенство.  О достоверности, конечно, не подумали, а вот попугать мирян внезапной смертью, напомнить о  близости неизбежного апокалипсиса, это нужно. Это  полезно для души. Женились, размножались, а тут, потоп.  Пусть знает народ, помнит о смерти. Живет в страхе Божием. Фестиваль своим присутствием почтил сам патриарх. Выступала  первая леди России Л. Медведева. Но что самое фантастичное, на закрытие приехало несколько афонских старцев. Они вышли к микрофонам и говорили слова приветствия. Правда один старец с горы Афон отказался выступать,  сказав, что  лучше помолится за нас, за всех, что вызвало бурные овации и даже восторженные возгласы с мест.   Все это придавало фестивальным  лентам особую надежность, значимость, важность. Хотелось снова верить в кино. В его миссию. Не в развлекательную, ни в бездумную, ни в  растленную.  Но этот фильм никак не укладывается ни в рамки доброго, ни в рамки достоверного, ни в рамки тем более христианского, или просто религиозного кино.
Постоянно хочется повторять, что такого не было. Не могло быть.  А если и было, но не так. Возможно, и хуже  и страшнее было. Но не так.  Пострадавшими от ядерных испытаний признаны 1 323 000 человек, почти все они живы и получили  удостоверения, подтверждающие права пострадавших.
 Так что на самом деле, фильм  - антиисторичная выдумка.  Довелось мне познакомиться с одним из участников  первого ядерного испытания. И я, конечно, записал его рассказ.  Как водится, эти очень важные воспоминания так и не опубликованы как следует, до сих пор. Почитайте, как тщательно готовились испытания. И если были жертвы, то только по нарушению техники безопасности.  Может быть, рассказ  очевидца вас убедит, что не стоит и выеденного яйца этот выковырянный из носа, выдутый из мыльного пузыря,  взятый от фонаря, притянутый за уши, поклеп.
 

29 августа 1949 г на Семипалатинском полигоне прошли испытания первой в СССР ядерной бомбы. Страна стала ядерной державой. Капитан Никифор Ефимович Лапаев был во время испытаний командиром роты дозиметристов и первым вошел на спецмашине в зону поражения, в еще не осевший ядерный гриб. Недавно ему исполнилось 85 лет, выглядит Никифор Ефимович, - полковник в отставке, ветеран подразделений особого риска, - бодрым и молодым. Целыми днями пропадает на собственном огороде. У него четверо сыновей: Олег, Владимир, Анатолий, младший - Геннадий 1954 года рождения - музыкант, церковный композитор, регент Тверского епархиального хора. Все они здоровы и нашли свой жизненный путь. В последние годы Никифор Ефимович воцерковился, стал ходить в  собор города Кимры, где и живет. Соблюдает посты по мере сил и возможности. Сложилось такое общественное мнение, что участники испытаний ядерного оружия, были лишены всякой защиты и давно умерли. Оказывается, это далеко не так. Никифор Ефимович по моей просьбе сам написал эти короткие воспоминания.

http://www.akrida.ru/news/16153.html

                                                                                                                                                                        Лев Алабин
 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка