Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Фестиваль вертепов в галерее "Беляево"

Выйдя из храма и сохраняя свои сакральные смыслы, вертепная драма заняла уникальное место в культуре народного праздника, и продолжила их развивать в контексте современной культуры.

В преддверии новогодних праздников 22 декабря  в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоялось торжественное открытие выставки «Фестиваль вертепов». Проект подготовлен совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина при поддержке Творческого объединения «CRESCERE INSIEME» (г. Неаполь, Италия).

Само слово «вертеп» означает «пещера». Также вертепом называют народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. Первоначально куклы в вертепах изображали сценки, связанные с рождением Иисуса Христа, который, согласно Библии, появился на свет в пещере в Вифлееме (так называемой Рождественской пещере). В дальнейшем репертуар вертепов расширился. Но, так или иначе, традиции вертепов связаны с праздником Рождества. В Россию вертепный театр проник в конце XVII  начале XVIII веков из Польши через Украину и Беларусь.

Выйдя из храма и сохраняя свои сакральные смыслы, вертепная драма заняла уникальное место в культуре народного праздника, и продолжила их развивать в контексте современной культуры.

Погружаясь в пространство экспозиции, зритель совершает своеобразное путешествие. Он входит в мир новогоднего праздника, гротескных елочных игрушек, созданных художником Евгением Семеновым; пересекает художественную реальность Леонида Тишкова с его загадочными, светящимися в темноте куклами-водолазами. Затем устремляется сквозь елочные гирлянды и ленты на залитую южным солнцем площадь итальянского города, где «здесь и сейчас» предстают Мария с Младенцем, Иосиф и горожане с выразительными лицами в праздничных или рабочих костюмах, искусно выполненные художниками из Неаполя в традициях итальянского вертепного дела XVIII века. Отдельный раздел выставки посвящен народному театру «Петрушки». Посетители смогут увидеть оригинальные тексты, плакаты, фотографии петрушечных представлений начала XX века, кукол-марионеток, поясные ширмы, занавес, рекламное полотнище, эскизы мизансцен, гравюры, иллюстрации из книги издания А.Д. Ступина (Москва, 1907 год) из фондов Театрального музея А.А. Бахрушина.

Далее посетитель из реальности, наполненной детскими играми и карнавальным сознанием с ностальгической памятью, попадает в традиционный и одновременно очень личный мир русского Рождества, где его встречают деревянные ангелы Сергея Горшкова, авторские куклы Веры Сажиной, Виктора Назарити.

В состав экспозиции входят и персонажи известных литературных и сказочных произведений  «Финист ясный сокол», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Буратино» и даже «Фауст». Образы Мефистофеля, Фауста, Смерти, Шута работы чешских авторов Томаша Бегала и Павла Гержманна предстают зловещими, но в то же время смешными. Также на выставке можно ознакомиться с традиционными персонажами национальных кукольных театров  например, украинского и неаполитанского.

Выставка работает до 25 февраля 2018 года.
 
                                                                    

                                                                                 Ирина Шлионская. Фото автора


«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции».
Цифровые технологии - главный фокус METRO EXPO 2018
«Символы моды. Энергия эпохи»
Иконопись Оружейной палаты из частных собраний
Казанцевские чтения
Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследование и реставрация
Осенние учения Досточтимого Геше Джампа Тинлея