Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Эмиграция. Грусть-тоска в глазах, а в сердце ностальгия

Одним из событий фестиваля стал показ фильма-реконструкции Сергея Мирошниченко «Дно» - о событиях в России с февраля по октябрь 1917 года. Картина построена на дневниках, мемуарах, а также показаниях на допросах заговорщиков, решивших разделаться с монархией.

В Москве c 7 по 14 ноября, под знаком двух столетий - мученической кончины Николая II и его семьи и юбилея Александра Солженицына прошел XII МКФ "Русское зарубежье". В день открытия фестиваля на выставке, посвященной царской семье, можно было увидеть уникальные экспонаты - фрагмент пледа цесаревича Алексея и траур императрицы Марии Фёдоровны. На выставке экспонировались книги, журналы и фотографии, переданные из эмиграции, а также фотопортреты страстотерпцев из частной коллекции московского реставратора Александра Ренжина. Одним из событий фестиваля стал показ фильма-реконструкции Сергея Мирошниченко «Дно» - о событиях в России с февраля по октябрь 1917 года. Картина построена на дневниках, мемуарах, а также показаниях на допросах заговорщиков, решивших разделаться с монархией. Зрители становятся почти участниками творимой на экране трагедии предательства Государя его ближним кругом, это словно они интервьюируют исторических персон, которые отчаянно противоречат друг другу в своих свидетельствах. Мощное впечатление!..

«В этой картине я хотел исследовать ген предательства, который в нас зародился, укоренился, и, мне кажется, мы с ним живем», - сказал Сергей Мирошниченко на презентации фильма. И привел слова Солженицына о том, что к покаянию готовы только верующие люди, но в России нет даже раскаяния в том, что убит был государь, и в том, что происходило позднее, а к этому способны и неверующие. К такому выводу писатель пришел, посмотрев огромный спектр фильмов, посвященных 1917 году. «Вот я и думаю, что дело все в гене предательства, - сказал режиссер, - вспомните, с какой легкостью уже в советское время еще вчера клявшиеся в верности делу Ленина и партии отказались от всего».

В предпоследний день фестиваля зрители посмотрели семь внеконкурсных фильмов, посвященных Александру Солженицыну, в том числе, картину Александра Сокурова «Беседы с Солженицыным» и трилогию Сергея Мирошниченко «Жизнь не по лжи», «Солженицын. На последнем плесе», «Слово». Мирошниченко прокомментировал: «В фильме «Слово» сын писателя Игнат говорит о том, что его отец «изгонял бесов». Солженицын, действительно, сражался с демонами тоталитарной машины, непонятно каким образом родившейся из социалистических идей. Думаю, произведения писателя будут жить вечно, потому что машина эта будет возрождаться, во власти, видимо, заложен механизм, который, становясь неконтролируемым, будет прорастать в жестокость, страх и превращаться в некие жернова. Между прочим, Александр Исаевич с присущим ему юмором назвал День согласия согласием между теми, кого обокрали, и - кто обокрал. Очень похоже на правду».

Примерно за месяц до 100-летия Солженицына Мирошниченко попросили снять еще одну картину о нем. В время фестиваля ее монтировали. В новый фильм «Раскаяние» вошли интервью Александра Исаевича и Натальи Дмитриевны, неизвестные зрителям. «Снимали мы и то, что происходило вокруг, - рассказал режиссер. - Побывали на семинаре в Литинституте, где будущие мастера слова уничтожали писателя. К счастью, несколько человек, понимавших, чем Солженицын ценен в мире, вступили в дискуссию и уничтожили весь этот накат. Разговаривая со студентами, я процитировал отрывок из «Ивана Денисовича», написанный белым стихом, и поинтересовался, как можно не замечать, что повесть о лагере еще и мощное поэтическое произведение. Семинар проходил 7 ноября, за окнами несли красные флаги и кричали о революции, и в какой-то момент вдруг стали бить колокола монастыря, мимо которого шла демонстрация. Они заглушили все крики, и демонстранты какое-то время шли молча под колокольный звон. Пребывали в растерянности, потом вновь стали кричать. Так вот Солженицын был этим колоколом, который на время прекратил желание революции «всех убить».

По традиции на фестивале состоялись встречи с почетными гостями - с председателем Всемирного координационного совета российских соотечественников Михаилом Дроздовым из Китая, руководителем ансамбля русских народных инструментов "Балалайка" Виктором Сергием из Австралии, историком русского зарубежья, филологом Ириной Ивановой из Швейцарии. Поэт Дмитрий Кузнецов провел два вечера в честь 100-летия окончания Первой мировой войны, приуроченный к 140-летию легендарного военачальника Петра Врангеля, и творческую встречу с режиссером-документалистом Виктором Правдюком.

Зрители увидели более 40 игровых и документальных фильмов из 16 стран. По решению жюри конкурса игровых картин - поэта, драматурга и актера Юрия Юрченко (Франция), доктора медицинских наук, руководителя историко-культурного Комитета русско-американской научной ассоциации Сергея Часовских (США) и народной артистки России, кинорежиссёра и актрисы Елены Цыплаковой, главный приз был вручен Константину Лопушанскому, режиссёру фильма "Роль". Эта артхаусная драма, как никакая другая, точно передает атмосферу послереволюционного Петрограда 20-х, где знаменитый актер Евлахов (Максим Суханов), в соответствии с театральными веяниями того времени, пытается в реальности сыграть роль красного командира Плотникова, который едва не расстрелял его на станции Рытва. Спецдиплома жюри удостоен Николай Дрейден, режиссер фильма "Придел Ангела".

Конкурс неигровых картин судили Михаил Дроздов, историк русского зарубежья, филолог Ирина Иванова из Швейцарии и лауреат международных кинофестивалей, российский кинодокументалист Андрей Осипов. Лауреатами стали российские кинематографисты. Лучшим назван фильм "Далекие близкие" Марины Труш и Владимира Самородова о судьбах художников-эмигрантов: Степана Чахотина расстреляли в 1931 году, когда он вернулся на родину, а Петр Чахотин и Надежда Лаврова живут в Италии.Спецдиплом вручили режиссёру "Апостола радости" Андрею Железнякову о выдающемся богослове Православной церкви в Америке протопресвитере Александре Шмемане. Андрей Осипов подтвердил, что на фестивале зрители увидели немало высокопрофессиональных документальных лент, которые жюри оценивало не только с точки зрения концепции, идеи, киноязыка, а прежде всего, способен ли фильм расширить границы контактов человека с миром на чувственном уровне, заставить его думать. Режиссер процитировал героиню своего фильма «Забытые полеты» Ольгу Сергеевну Северцеву «Главное научить человека думать, думающий человек сумеет найти взаимосвязи между событиями, явлениями, временами и поступками, он свободен, и его никому не удастся сломить». Андрей Осипов, вслед за Сергеем Мирошниченко, подчеркнул, что перед всеми нами стоит задача осмысления не только истории сегодняшнего дня, но и одной из самых ужасных трагедий России революции 1917 года. Миллионы людей погибли, были лишены родины, языка, остались ни с чем на чужбине. «Бывая за границей, вижу, что люди, конечно, пристроились, нормально живут, но все равно в их глазах грусть-тоска, а в сердцах ностальгия, - сказал Осипов. - Очень важно, что об этом говорит фестиваль «Русское зарубежье».

На фестивале было вручено немало дополнительных наград за сохранение русской культуры во Франции, Австралии, Китае, США, Швейцарии, Ливане. Почти сенсацией стало награждение спецдипломом Дома русского зарубежья и киностудии "Русский путь" фильма Бастьену Жену "Вячеслав Быков, хоккеист, игрок в центре" (Франция). Легендарный хоккеист рассказывает о том, как стал центральным нападающим, а потом тренером команды хоккейного клуба «Фрибург-Готерон», вспоминает челябинское детство, увлечение хоккеем, которое привело к мировому успеху. Представлял фильма сам Вячеслав Быков, который назвал жизнь в команде ЦСКА, когда он играл там, «каким-то небесным счастьем, несмотря на то,
что приходилось жить вне семьи». «В спортивном плане это было что-то грандиозное, мы так дружили, защищали друг друга во всех ситуациях, бились на льду, как киборги. О наших тренировках можно было писать целые истории, снимать их в кино. Мы и сейчас время от времени поддерживаем отношения...»

Лауреатом медали имени Михаила Чехова в этом году стал кинооператор Сергей Астахов, дважды лауреат Госпремии РФ, «Золотого Овена», обладатель «Ники». Астахов - оператор Алексея Балабанова, снятые им фильмы «Счастливые дни», «Трофимъ», «Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Мне не больно» называют «символом и документом времени». Зритель всегда будет представлять время 90-х по этим картинам. Также оператор сотрудничал с Александром Миттой, Павлом Лунгиным, Сергеем Соловьевым, Сергеем Микаэляном, Лидией Бобровой, и зрители смотрят фильмы этих мастеров сквозь призму его объектива. «Непроста судьба оператора, - признался Сергей Валентинович, - выбираем не мы выбирают нас. Например, я лишь в последнее время получил право выбирать режиссера. Что касается сути актерской профессии, Михаил Чехов прав она в том, чтобы постоянно отдавать зрителю часть своего сердца и души. Ну а мы, операторы, не расплескав, должны донести это до зрителя, и по тому, как это сделаем, судят о нашем профессионализме».

Члены комитета по награждению чеховской медалью поздравили лауреата, отметив, что Сергей Астахов помимо того, что снимает кино, известен всему миру как изобретатель и конструктор съемочного оборудования. Причем, он умел это делать тогда, когда «умная» техника была в дефиците, и ее невозможно было нигде купить. Коллеги поделились впечатлениями от изобретений оператора, а президент фестиваля Сергей Зайцев назвал Астахова «кинематографическим Кулибиным и Левшой».

Фестиваль, как всегда, отличала особая, душевная атмосфера. Общение людей здесь всегда многослойно: говоря о сегодняшнем дне, каждый отсчитывает сотню лет назад в своем восприятии мира, каждому есть что вспомнить из историй своей семьи и семей друзей и знакомых.

                                                                                    Нина Катаева


Зурабу Церетели исполнилось 85 лет
«Николай II. Семья и престол»
«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской