Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Город у реки» и другие фильмы 7-го Московского Еврейского кинофестиваля

Зеленая краска сменяется красной, затем черной. Советскую символику сменяет свастика, улица Свободы становится улицей Единства, затем улицей Сталина и наконец – улицей Гитлера. И улица эта, как и другие, будет устелена трупами. А Ансис все малюет свои вывески в небольшом городке у реки, по которой приплывают сюда представители новой, в очередной раз сменившейся власти, и по которой евреев везут на смерть…

В Москве прошел ставший уже традиционным Московский Еврейский кинофестиваль. Генеральный продюсер мероприятия Егор Одинцов прокомментировал: «&Перед нами новый вызов вернуть МЕКФ в кинотеатры& начать постепенно возвращаться на доковидный уровень». Так или иначе, заинтересовать зрителей организаторам удалось. Надо сказать, что еврейское кино это все-таки не для всех. Поиск представителями целого народа своей идентичности, осознание себя частью сложной культуры, которая, в свою очередь, пытается интегрироваться в другие мировые культуры, но одновременно не лишиться своей самобытности, остро поставленные вопросы менталитета, гендерной и религиозной принадлежности не все способны это понять и пропустить через себя& Так же, как и память о Холокосте, которая, как сказали бы в советской школе, «красной нитью» проходит почти через все фильмы, представленные на фестивале. Здесь и история убитой фашистами Анны Франк («Где Анна Франк»), и трагедия Бабьего Яра («Бабий яр. Контекст»), и драма об осиротевших еврейских детях («Дети Уиндермира»), и современный нацизм («Не возненавидь»).
Победителем конкурса стал фильм «Город у реки» (2020) латвийского режиссера Виестурса Кайриша, в котором еврейская тема, казалось бы, стоит на втором плане. Но это лишь на первый взгляд. Глазами главного героя, молодого художника Ансиса, который зарабатывает на жизнь оформлением вывесок, а для души рисует «настоящие» картины, мы видим историческую драму Латвии 1930-40-х годов. В маленькой стране меняется власть: латышского диктатора сменяют Сталин и НКВД, а им на смену приходят Гитлер и СС. Любимая девушка Ансиса Зисель, дочь еврейского торговца Бернштейна, едет поступать в пединститут, и возвращается уже в роли сотрудницы исполкома и по совместительству любовницы одного из высокопоставленных чекистских начальников. Но проходит время и ей приходится обратиться к Ансису за помощью, чтобы спастись от немецких оккупантов, приговоривших к смерти всех местных евреев& Бывшие друзья становятся врагами, а бывшие враги друзьями. Зеленая краска сменяется красной, затем черной. Советскую символику сменяет свастика, улица Свободы становится улицей Единства, затем улицей Сталина и наконец улицей Гитлера. И улица эта, как и другие, будет устелена трупами. А Ансис все малюет свои вывески в небольшом городке у реки, по которой приплывают сюда представители новой, в очередной раз сменившейся власти, и по которой евреев везут на смерть& Однажды и ему придется отплыть отсюда вместе с другими латышскими солдатами, не желающими уже воевать ни на советской, ни на немецкой стороне. И в конце этого пути героя ждет не то неизбежная смерть, не то Лондон с Парижем& И мы понимаем, что это не просто река, это наша жизнь, которая сложна и переменчива, и в которой не всегда надо принимать что-то преходящее за непреложную истину. Может быть, иногда стоит оставаться самим собой и ждать своего часа& И, конечно, помнить о прошлом, потому что эта память поможет ужасу не повториться&
Среди других призеров фестиваля «Ее танец» (лучший художественный короткометражный фильм), «Это была не любовь» (лучший документальный полнометражный фильм), «263 ночи» (лучший документальный короткометражный фильм), «Не возненавидь» (приз жюри), «Дети Уиндермира» (награда фонда «Генезис»), «1618» («Специальный приз общины»).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Ирина Шлионская 
 


Премьера шоу «Тутанхамон» в Luminar
V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла