Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Указание Президента: «Сохранить и поддержать «Боян»

Полетаев неслучайно назвал свой коллектив именем древнеславянского гусляра-сказителя Бояна, воспевавшего подвиги народа. Никакое другое искусство не обладает такой мощной духоподъемной силой, как музыка.

Недавно в соцсетях появилось сообщение о том, что Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», руководимый народным артистом СССР и России, профессором А.И. Полетаевым, переименован в «государственный» и «академический», а управлять им будет заслуженный артист Николай Степанов. Новое руководство, в частности, директор оркестра И.А. Толмачев, нимало не смущаясь, обещает поклонникам таланта Анатолия Ивановича Полетаева, полвека назад создавшего этот всемирно прославленный коллектив и все годы руководившего им, «замечательные концерты», правда& без него самого.

Интересно, каким образом будут осуществлять «замечательные концерты» музыканты уже не «Бояна», а обычного оркестра, из которого «сократили» добрую половину не только симфонических, но и русских народных инструментов? Каков будет репертуар, тем более, что теперь «сократили» и самого Полетаева?.. Уникальность «Бояна» заключалась именно в том, что дирижер ввел в оркестр народных инструментов еще и группу симфонического звучания, создал необыкновенной красоты аранжировки для уникального состава. Подобного примера музыкальная практика в России и мире никогда не знала. Это признано маститыми музыкантами и учеными-искусствоведами.

Кому и зачем понадобилось, во что бы то ни стало, отстранить Полетаева, до минимума сократить, а по сути, упразднить оркестр с мировой популярностью?! Нападки начались еще в 90-х (отбирались репетиционные помещения, музыканты бедствовали материально, со стороны государства не было должной финансовой поддержки). А продолжились в бытность министром культуры РФ М.Е. Швыдкого. Тогда, в середине 2000-х, Швыдкой внес «Боян» в список на ликвидацию якобы для «оптимизации» расходования бюджетных средств. Но благодаря вмешательству Президента РФ В.В. Путина ликвидация была остановлена. Но российское чиновничество от культуры, долг которого поддерживать отечественное, в том числе русское, искусство не унималось. Свидетельств тому, какими методами уничтожали «Боян», не перечесть. Например, из репетиционной базы на Таганке на улицу, прямо на мокрый снег, выбросили нотную литературу. Подожгли квартиру Полетаева  сгорела большая часть нотной литературы.

А что же наши власти? Делали вид, что ничего не происходит. И это в стране, где русские - государствообразующая нация, а Президент не устает говорить, что патриотизм и есть наша национальная идея. Во всех странах ведется патриотическое воспитание, и это правильно. Без традиций, исконных ценностей, исторической и культурной преемственности ни одной нации не выжить. «Боян» был известен в России и мире исключительно потому, что на протяжении десятилетий пропагандировал русскую классическую и славянскую музыку. И, что важно, русскую песню - лучший источник знания родной истории, народного миропонимания, русского духа. Чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», грядущие поколения должны знать русскую песню, которая дает ответ на главный вопрос - кто мы, откуда и зачем появились на белый свет. Незнание родной песни аукается нравственной глухотой, вакуум тотчас заполняется чуждым искусством  попсой и тяжелым роком, растлевающим неокрепшие души. А там недалеко и до глобальных проблем. Посмотрите на нашу молодежь  Западу многое удалось.

Полетаев неслучайно назвал свой коллектив именем древнеславянского гусляра-сказителя Бояна, воспевавшего подвиги народа. Никакое другое искусство не обладает такой мощной духоподъемной силой, как музыка. И Анатолий Иванович блестяще доказал это. Слушатели, покоренные игрой оркестра, всегда взволнованы и одухотворены  такое встретишь не часто. И
то, что Полетаев доносит до них славянское искусство во времена, когда всем правит нефтедоллар, уже подвиг гражданина и патриота.

Анатолий Иванович упорно стремился воспитывать в своих слушателях интерес к корням. Ни одно великое имя не было забыто в репертуаре «Бояна». Например, в год юбилея М.И. Глинки только «Боян» выпустил праздничный диск. Ни один оркестр не отмечает ежегодно дни рождения С.В. Рахманинова. Эти концерты называются «Белая сирень». Леонид Леонов, автор «Русского леса» и мистической «Пирамиды», бывавший на концертах «Бояна», назвал творчество Анатолия Полетаева «деянием». Слушатели всего мира с восторгом отзывались о концертах «Бояна», ближайшими друзьями музыкантов были ученые и артисты самых разных рангов, достаточно назвать имена самых «народных» - Владимира Гостюхина, Александра Михайлова, Николая Бурляева, Жанны Болотовой.

Отзывы слушателей говорят сами за себя: «Не убивайте русский оркестр, не губите русские таланты и предоставьте «Бояну» концертный зал. Нам не нужны заморские пошлые поп-концерты. Надо возрождать национальную культуру» (А.П. Мордвин). «И в трудный час, и в светлый миг земного своего обитания всегда получаю неоценимую помощь от духовного источника, который создал и охраняет добрый гений А.И. Полетаева. Все более удивляюсь тому падению нравов, когда современного Бояна всея планеты Земля пытаются растерзать, и не аборигены, а лимитчики истории человеческой. Ведь наши предки славяне берегли былинного Бояна  своего современника, а вот в начале XXI века нового, Богом данного Бояна А.И. Полетаева, так и норовят уничтожить&» (Н.И. Московкин, пенсионер). «Господа чиновники! Хватит издеваться над Россией! Хватит изничтожать лучших носителей русского искусства и культуры! Кто хотя бы раз слушал оркестр «Боян» под руководством дирижера и композитора Анатолия Ивановича Полетаева, создателя и художественного руководителя  этого неповторимого оркестра, тот навсегда унес в своем сердце благость и гордое чувство патриотизма за принадлежность к России. Это незабываемое чувство духовности, восторга и полета» (И. В. Микадзе, член Союза художников России). «Есть в мире величайшие драгоценности, разрушение которых грозит непоправимыми последствиями. К таким драгоценностям относится оркестр «Боян». Великий оркестр должен жить как неугасимая лампада» (И.А. Пастухова, И.Ю. Барусеева, из книги «Боян  любовь народная», Москва, 2013 г.)

Господа чиновники от культуры, вы хоть понимаете, что натворили?! Или живете по принципу  сначала экономика, а потом культура, в таком случае, вы поставили телегу впереди лошади, это путь к деградации. И наконец - почему не выполняется указание Президента об оркестре «Боян», данное 10 лет назад: «Сохранить и поддержать»? Кто в ответе за это?! Как и в целом за тот беспредел, который творится в русской культуре?

Светлана Носова, музыкант, кандидат педагогических наук.


«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции».
Цифровые технологии - главный фокус METRO EXPO 2018
«Символы моды. Энергия эпохи»
Иконопись Оружейной палаты из частных собраний
Казанцевские чтения
Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследование и реставрация
Осенние учения Досточтимого Геше Джампа Тинлея