У истоков создания Госколлекции стоял Константин Владимирович
Третьяков (1830-1908) однофамилец основателя Третьяковской
картинной галереи. Константин Владимирович стал первым и
единственным меценатом коллекции уникальных инструментов.
Третьяков передал в дар Московской консерватории 30
инструментов итальянских и французских мастеров, в том числе
созданных Антонио Страдивари, с условием, что скрипки
«останутся навсегда собственностью Консерватории для
потребления беднейшими учениками».
В ноябре 1919 года Нарком просвещения РСФСР Анатолий
Васильевич Луначарский поддержал народную инициативу о
создании «фонда уникальных инструментов» и подписал
распоряжение о создании «наблюдательного комитета» «для
контроля над правильным использованием инструментов»,
получившим название «Комитет охраны Государственной
музыкально-инструментальной коллекции». Этот год и можно
считать годом основания Государственной коллекции уникальных
музыкальных инструментов РФ.
Сегодня Госколлекция объединяет 286 музыкальных инструментов,
созданных с XVI по XX вв. такими мастерами, как Амати,
Страдивари, Гварнери, Бергонци. Сорок два инструмента
Госколлекции являются лучшими образцами мирового музыкального
наследия. Основной задачей Госколлекции стала забота о
развитии российской исполнительской школы и обеспечение
талантливых музыкантов лучшими инструментами. На
коллекционных инструментах в разные годы играли известнейшие
музыканты: Леонид Коган, Давид Ойстрах, Рудольф Баршай,
Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Вадим
Репин и многие другие.
Один из разделов выставки будет посвящен только что
отреставрированным в Италии по поручению Президента РФ В.В.
Путина и при поддержке Министерства культуры РФ музыкальным
инструментам: скрипке работы мастера Санто Серафина (1749 г.)
и виолончели работы мастера Пьетро Гварнери (XVIII в.).
Итальянские реставраторы провели масштабную и кропотливую
работу по восстановлению ценных музыкальных инструментов. В
ходе реставрационных работ были восстановлены и прекрасные
акустические характеристики музыкальных инструментов, что
подтверждает правильность выбора проектных решений и
исключительное качество их выполнения.
|